*необычная профессия
Книжный продюсер

1
Лазуткина 00

В рубрике "необычные профессии" мы говорим с героями и героинями, которые занимаются необычным делом. Первая с нами поделилась спецификой своей работы книжный продюсер Елена Лазуткина. 

С чего началась любовь с книгами? Когда вы почувствовали первый толчок и мотивацию начать работать с писателями?

Мои родители всю жизнь торговали книгами и с детства прививали мне любовь к ним, хотя лет до 15 я совсем не читала, но знала все о современных авторах. С класса восьмого знала, что хочу связать свою жизнь с рекламой, и пошла учиться в международный вуз по профессии маркетолог. Потом поняла, что в книжном бизнесе реклама находится в зародыше, поэтому захотелось взять такую специализацию.

Лет 5 у меня не получалось сконцентрироваться только на книгах, я постигала азы шоу-бизнеса, будучи креативным продюсером групп Green Gray и Антiтела и продюсером нескольких наших современных балетов. А потом, как часто бывает у творческих людей, на кухне родилась идея "книжного продюсера" и понеслось.

Лазуткина 01

Кто такой книжный продюсер?

Это самый часто задаваемый вопрос в моей практике. Раньше я отвечала кратко «книжный решало»: а-ля, какой бы дурацкий вопрос о книгах вы мне не задали, обязательно получите на него не только ответ, а и варианты решения.

Среди предоставляемых мною услуг можно найти:
* Анализ текста и редактирование - логичность и хронология повествования, современность использованной лексики, связность сцен и их смысловая нагрузка, проработанность персонажей, новизну сюжетных линий и возможные интересные дополнения. Делаю крайне редко, только если уже решила издавать клиента.

* Разработка рекламной стратегии и настройка проекта клиенту - особенно подходят публичным лицам либо тренерам со своей дистрибутивными возможностями. Не важно в каком издательстве издана или будет издаваться книга, я делаю анализ самого проекта, а не произведения, и даю дельные советы, благодаря которым отбивается не только мой гонорар, но и существенно увеличивается заработок с литературного проекта. Так же могу курировать старт рекламной кампании клиента для его проекта, настроить «рельсы» и обучить твой персонал, покинуть проект через 2-3 месяца.

Лазуткина 02

* Создание с командой публичного имиджа клиента - координация работ по фотоссесиям автора, придумка арт-объектов для проекта, съемка видео об авторе или о книге, проведение нестандартных презентаций книги, PR поддержка проекта - создание инфо-поводов для публикаций в СМИ.

* Услуги по написанию книги - подбор пишущих помощников и/или коуч по написанию книги. Часто молодым писателям не хватает «надзора» или просто волшебного пенделя. С клиентом я прорабатываю структуру книги наиболее подробно, либо небольшой сценарий по сценам и историям, которые будут рассказаны в книге. Часто клиент, задумавший написать книгу, просто боится начать, а потом смело расписывает диалоги, истории по сценам и персонажей. Конечно, последующую редактуру и корректуру никто не отменял.

Лазуткина 03

Как вы находите своих авторов? Есть ли какое-то табу или ограничение, за работу над чем вы не будете работать.

Я не берусь за религиозные и политические книги, хотя и издала нашумевшую Светлану Крюкову с ее «Сетка. Хищники против ПОРНОкопытных», но это скорее журналистская оппозиция власти. Не берусь за темы насилия над детьми или животными, да и вообще стараюсь избегать насилия в издаваемых мною книгах. Я обожаю качественный хайп, а не скандальные игры на резонансных темах.

Уже скорее авторы находят меня, сейчас читаю рукописи только на платной основе, так как очередь в издательстве забита уже на год вперед. Плюс я пишу свою книгу, а на это нужно много времени.
Раньше свою репутацию я зарабатывала успешными и идейными проектами: мы создавали с командой Книжный Иконостас, Съедобную книгу (22 кг шоколада и рисовая бумага, «поглощение литературы» в прямом смысле слова), первый в СНГ в 21 столетии сборник эротической поэзии и другие.

Лазуткина05

Молодым писателям стучать в издательства или искать себе литературного агента?

К сожалению, у нас не существует достойных литературных агентов, если вообще таковые имеются. Я советую становиться в первую очередь блогером и использовать интернет для популяризации своего творчества, так как количество подписчиков сейчас существенно влияет на позитивное решение в издании вашей рукописи издателем. Если вы сумеете создать спрос на вашу книгу до ее реального появления, то с предложениями от издательств проблем уж точно не будет.

Тренды книжного рынка в Украине.

Главный тренд 2020 я бы назвала книги экспертов новых областей, таких как продажи в интернете, блогерство и т.д. Бизнес литература и истории успеха уже отходят на второй план, на первый выходит психология и конкретные практические советы.

Художественная литература вечна, поэтому я ей и занимаюсь:) Здесь скорее важно как продать и вплетенные знания из других областей. Антиутопии с витиеватыми сюжетами стремительно набирают популярность, так как их легко можно превратить в фильм или сериал.

Фотографии предоставлены Еленой Лазуткиной из личного архива.